02.09.2020
Коммуникативные
игры для детей раннего возраста.
Общение
является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на
результатах всех важнейших видов деятельности: учебы, труда, игры, социальной
ориентации и т.д. Но главным образом общение оказывает влияние на становление
личности детей, способствует их социализации и интеграции в группу сверстников.
В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только
путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь
значительных успехов в развитии общения.
В
возрасте 2-3 лет все большее значение приобретает общение со сверстниками. Это
связано с тем, что возникает содержательное общение сверстников на равных,
поэтому дети стремятся заинтересовать собой, привлечь внимание сверстника;
чутко отзываются на любое действие сверстника. Именно с момента, когда начинает
проявляться интерес к другому ребенку, нужно учить детей общаться друг с
другом. В целях развития общения детей взрослый:
- помогает ребенку
увидеть в сверстнике человека;
- организует
совместные игры детей;
- учит
доброжелательному общению;
-поощряет
привлечение внимания к сверстникам, называет по имени, ласковым словом и т.п.
Рассмотрим
несколько вариантов игр, направленных на формирование навыков общения у детей
раннего возраста.
Игра «Ласковое имя»
Цель: учить взаимодействовать друг с
другом, называть имя другого ребенка.
Ход игры.
Дети встают в круг,
каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи
взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.
Игра «Кто пришел к нам в гости?»
Цель: способствовать развитию самоуважения
детей; активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам; учить
общению.
Ход игры.
Взрослый отводит в
сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они
будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких
животных они будут изображать. Дети встают в круг. Гости по очереди входят в
круг.
Взрослый говорит
детям: «Посмотрите, кто к нам пришел? Какие у него глазки, как он красиво
движется и т.п.»
Детям
необходимо догадаться, кто к ним пришел и какое у него настроение.
Игра «У птички болит крылышко»
Цель: способствовать формированию у детей
умения любить окружающих; учить общению.
Ход игры.
Один из детей
превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он
грустит. Ведущий предлагает ребятам
«пожалеть птичку».
Первым «жалеет» ее сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его
лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка … (Саша, Маша) хорошая». Затем
другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку» проговаривая
имя ребенка и ласковые слова.
Игра «Вместе играем»
Цель: учить детей взаимодействию и вежливому
обращению друг с другом; учить общению.
Оборудование: парные игрушки (шарик – желобок, паровозик
–
вагончик, машинка –
кубики).
Ход игры.
Взрослый
предлагает детям игрушки на выбор, просит встать парами и поиграть вместе.
Затем он помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в
соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры дети рассказывают, кто
с кем играл, называя своего партнера по имени: «Я играла с Дашей – мы катали
шарик. Я играл с Васей – мы возили паровозик. Я играл с Леной – мы нагружали и
возили кубики в машине».
Игра «Наше солнце»
Цель: способствовать объединению и взаимодействию
детей в группе; учить общению.
Ход игры.
Взрослый
рисует на ватмане большой круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая,
таким образом, лучики солнца. При помощи взрослого дети раскрашивают
нарисованные ладошки. В итоге получается красивое разноцветное солнце, которое
вывешивается в группе.
Игра «Кто лучше разбудит»
Цель: способствовать формированию у детей
умения любить окружающих; учить общению.
Ход игры.
Один ребенок
превращается в кошечку и засыпает – ложиться на коврик в центре группы. Ведущий
просит детей по очереди будить
«спящую кошечку».
Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями), но всякий
раз ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кто «будил кошечку»
наиболее ласково.
Игра «Покажу, как я люблю»
Цель: способствовать формированию у детей
умения любить окружающих; учить общению.
Ход игры.
Взрослый
говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только
прикосновениями, без слов. Далее один из ребят превращается в маму, другой – в
ее сыночка, и показывают, как они любят друг друга. Следующая пара: мама -
дочка, потом бабушка - внук и т.п.
Игра «Листочек падает»
Цель: развивать у детей умение действовать
согласованно, вместе; учить общению.
Ход
игры.
Взрослый
поднимает над столом лист бумаги (на расстоянии около метра), затем отпускает
его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на
стол. После этого ведущий просит детей превратить свои руки в листочки бумаги.
Ведущий снова поднимает лист бумаги – дети поднимают руки вверх. Взрослый
отпускает лист, он спускается на стол. Детям нужно сделать то же самое, то есть
плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги. Упражнение можно
повторить несколько раз. Ведущий подчеркивает умение ребят действовать
согласованно, вместе.
Игра «Звериное пианино»
Цель: развивать у детей умение
сотрудничать друг с другом и со взрослыми; учить общению.
Ход
игры.
Дети садятся на
корточки в одну линию. Они – клавиши пианино, которые звучат голосами разных
животных. Ведущий раздает детям карточки с изображениями животных, голосами
которых будут звучать «клавиши» (кошка, собака, свинья, мышка и т.д.). Потом
взрослый дотрагивается до головок детей, как будто нажимает клавиши. Клавишам
нужно звучать голосами соответствующих животных.
Игра «Паровозик»
Цель: учить ребенка отзываться на свое имя,
запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции;
учить общению.
Ход
игры.
Взрослый объясняет
детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет
взрослый, а вагончиками – дети. Он поочередно подзывает к себе детей,
эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками.
Петя, ты за кем стоишь? Ваня, ты за кем стоишь? И т.д.". После того как
все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый и дети имитируют движение
паровоза, произнося
«Чух - чух,
у-у-у!».
Игра «Передай мяч»
Цель: учить взаимодействовать со сверстниками;
учить общению.
Ход
игры.
Дети стоят напротив
друг друга. Взрослый показывает детям, как нужно правильно удерживать и
передавать мяч другому ребенку, называя его по имени «Петя! На!». Игра
эмоционально поддерживается взрослым.
Игра «Ласковый ребенок»
Цель: продолжать учить детей подражать
эмоционально- тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером;
учить общению.
Ход игры.
Дети сидят на
стульчиках полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и
показывает, как можно его обнять, ласково прижать к себе, смотреть в глаза,
улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так.
Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я его ласкаю. Я ласковая». Затем
взрослый предлагает ребенку приласкать того кого он хочет, эмоционально
акцентируя каждое действие малыша и при необходимости оказывая ему помощь. В
конце игры взрослый подчеркивает, подытоживает все действия ребенка:
«Ваня обнял Сашу,
посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!»
Игра повторяется с
другими детьми.
Игры и упражнения
направленные на развитие навыков общения, межличностных отношений и
эмоциональной сферы.
Игра "До свидания – здравствуй” (2-3
года).
Ход игры.
Взрослый
спрашивает, как можно попрощаться движением руки. Если ребёнок затрудняется
ответить, взрослый показывает жест: подняв правую руку вверх, машет кистью (от
себя). Затем со словом "до свидания” он удаляется от ребёнка, прощально
помахивая рукой, а со словом "здравствуйте” приближается, протягивая к
нему правую руку с повёрнутой вверх раскрытой ладонью. Пусть ребёнок включится
в игру, повторяя движения (и слова) вместе со взрослым.
Игра "Ласка” (2-3 года).
Ход игры.
Взрослый просит малыша ласково погладить игрушку, выражая свою любовь к ней, приговаривая нежно: "Хорошая, хорошая”. Подсказывает "Загляни ей в глазки ласково, поглаживай мягко, неторопливо, чтоб ей было приятно”. Сам может показать движ