Рабочая программа инструктора по физической культуре для обучающихся с ОВЗ (ТНР)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Берёзка»

Рабочая программа
инструктора по физической культуре
по реализации ОО «Физическое развитие» для детей с ТНР
на 2023-2024 учебный год

Срок реализации: 2023-24 уч/год (1 год)
Разработал:
инструктор по физической культуре
Шиве Оксана Сергеевна

г. Новый Уренгой

№
п/п
1.

2.

3.

содержание

страница

Введение
Пояснительная записка
Целевой раздел
Цель и задачи рабочей программы
Принципы построения рабочей программы
Планируемые результаты реализации ОО «Физическое развитие»
Диагностика физического развития
Содержательный отдел
Основные задачи ОД по физическому развития детей с ТНР
Содержание образовательной деятельности по физическому
развитию детей с ТНР
Содержание образовательной деятельности по физическому
развитию детей 3-4 лет
Содержание образовательной деятельности по физическому
развитию детей 4-5 лет
Содержание образовательной деятельности по физическому
развитию детей 5-6 лет
Содержание образовательной деятельности по физическому
развитию детей 6-7 лет
Вариативные часть рабочей программы
Взаимодействие с родителями
Программа коррекционно-развивающей работы
Организация ППРОС
Программа воспитания
Организационный раздел
Особенности организации ППРОС
Материально-техническое обеспечение РП по реализации ОО
«Физическое развитие»

3
3
5
5
6
7
8
9
8
11
12
12
13
15
18
19
19
20
20
21
22
23

2

Введение
В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ»в целях реализации права каждого человека на
образование, создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного
образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Организация инклюзивного образования создаёт условия для получения образования
определённого уровня и определённой направленности, социального развития и социальной
адаптации, коррекции нарушений развития лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание образования, условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ
дошкольного возраста определяются Федеральной адаптированной образовательной программой
дошкольного образования, ФГОС ДО, Санитарными правилами и нормами, принятыми в
Российской Федерации.
ФГОС ДО и ФАОП ДО являются документами, в соответствии с которыми дошкольная
организация самостоятельно разрабатывает и утверждает адаптированную образовательную
программу дошкольного образования для обучающихся раннего и дошкольного возраста с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ):
Содержание и планируемые результаты (целевые ориентиры), разработанныхдошкольными
организациями АОП ДО для обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, должны быть
не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной адаптированной
программы.
Расшифровка применяемых в тексте обозначений и сокращений
РП – рабочая программа
ИФК – инструктор по физической культуре
ФАОП – федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования
АОП – адаптированная программа дошкольного учреждения
ДО – дошкольное образование
ДОО – дошкольная образовательная организация
РФ – Российская федерация
ФГОС ДО – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
ОВЗ – особенные возможности здоровья
ТНР – тяжёлые нарушения речи
ОВД – основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, ланье, катание, ловля, бросание)
ОРУ – общеразвивающие упражнения
ЗОЖ – здоровый образ жизни
ПИ – подвижные игры
ППРОС – предметно-пространственная развивающая образовательная среда
СанПиН – Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2.
Пояснительная записка
В РП сформулированы цели, задачи, содержание образовательной деятельности по
физическому развитию, предусмотренные для освоения детьми с ТНР в возрасте от 3 до 7 лет, а
также результаты, которые могут быть достигнуты детьми при целенаправленной
3

систематической работе с ними, и обеспечивает физическое развитие воспитанников МБДОУ «ДС
«Берёзка»с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей здоровья.
Основу рабочей программы составляют следующие нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в
РФ»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. No 1155;
3. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. No 2.
4. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования,
утверждённая приказом министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г.;
5. Устав МБДОУ «ДС «Берёзка»
6. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР (общим
недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой
7. Адаптированная образовательная программа МБДОУ «ДС «Берёзка»для детей с ТНР.
Структура РП в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел РП включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения
программы, определяет цели и задачи, принципы и подходы к её формированию, планируемые
результаты её освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный разделРП включает:
 описание образовательной деятельности в рамках образовательной области «Физическое
развитие»в таких видах деятельности, как:
1. Предметная деятельность.
2. Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).
3. Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими
детьми).
4. Познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в
процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, уборка
спортинвентаря);
- использованием природных материалов и нестандартного оборудования для подвижных игр и
упражнений;
- музыкальная (музыкально-ритмические движения и игры);
- двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
 описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение
обучающихся с ТНР дошкольного возраста в социум.
Программа коррекционно-развивающей работы:
1. Является неотъемлемой частью ФАОП ДО для обучающихся с ТНР в условиях дошкольных
образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности;
2. Обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала
средствами физической культуры.
4

3. Учитывает особые образовательные потребности обучающих дошкольного возраста с ТНР,
удовлетворение которых открывает возможность общего образования.
РП ИФК обеспечивает планируемые результаты освоения ОО «Физическое развитие»
обучающимися дошкольного возраста с ТНР в условиях дошкольных образовательных групп
комбинированной и компенсирующей направленности.
Организационный разделРП содержит психолого-педагогические условия, обеспечивающие
развитие ребенка с ТНР, особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды, федеральный календарный план воспитательной работы с перечнем основных
государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной
работы дошкольного учреждения.
Программа содержит диагностику физического развития дошкольников с ТНР,
направленную в первую очередь на оценивание эффективности созданных дошкольным
учреждением условий для физического развития детей с особыми образовательными
потребностями.
1. Целевой раздел
1. Цель РП:
- обеспечение условий для физического развития детей с ТНР, определяемых общими и особыми
потребностями обучающихся дошкольного возраста в соответствии с индивидуальными
особенностями развития и состоянием здоровья.
РП содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует
реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного
образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие
личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и
физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
2. Задачи РП:
- реализация содержания АОП ДО в области физического развития дошкольников;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ средствами физического
воспитания;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их
эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период
дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального
статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими
и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого
ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными
представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
5

- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным
особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и
повышение их компетентности в вопросах физического развития, реабилитации (абилитации),
охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
-обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего
образования.
3. Принципы построения РП по физическому развитию детей с ТНР.
В соответствии с ФГОС ДО РП по реализации ОО «Физическое развитие» построена на
определённых общих и специфических принципах и подходах к формированию АОП ДО для
обучающихся с ТНР:
Общие принципы:
1. Поддержка разнообразия детства.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии
человека.
3. Позитивная социализация ребенка.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических
работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников
Организации) и обучающихся.
5. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
6. Сотрудничество дошкольной организации с семьей.
7. Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор
образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в
соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Специфические принципы:
1. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и
другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование обучающихся:
Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями обучающихся, но и с
другими организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых
образовательных потребностей обучающихся с ТНР, оказанию психолого-педагогической и (или)
медицинской поддержки в случае необходимости (Центр психолого-педагогической, медицинской
и социальной помощи).
2. Индивидуализация образовательных программ дошкольного образования обучающихся с ТНР:
предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности
для индивидуализации образовательного процесса и учитывает его интересы, мотивы,
способности и психофизические особенности.
3. Развивающее вариативное образование: принцип предполагает, что содержание образования
предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего
развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых
возможностей ребенка.
4. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей: в соответствии с
ФГОС ДО АОП ДО предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное,
речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие обучающихся посредством
различных видов детской активности. Деление АОП ДО на образовательные области не означает,
6

что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме
изолированных занятий по модели школьных предметов. Содержание образовательной
деятельности в каждой области тесно связано с другими областями. Такая организация
образовательного процесса соответствует особенностям развития обучающихся с ТНР
дошкольного возраста.
5. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей
АОП ДО: ФГОС ДО И ФАОП ДО задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых
разработана адаптированная образовательная программа МБДОУ (название) и рабочие программы
педагогов, учитывающие разнородность состава групп обучающихся, их психофизических
особенностей, запросов родителей (законных представителей).
4. Планируемые результаты.
Результаты освоения РП представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС
ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера
программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат
непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут
сравниваться с реальными достижениями детей.
Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего
образовательного пространства РФ. Целевые ориентиры РП по реализации ОО «Физическое
развитие» базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы.
К целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с РП
относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:
 ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать, использовать спортивный
инвентарь в самостоятельной двигательной деятельности;
 обладает начальными знаниями о себе, собственном здоровье, ЗОЖ;
 у ребенка сформированы навыки ориентировки в пространстве, на плоскости, по
простейшей схеме, плану;
 ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в
различных видах деятельности, в том числе и двигательной;
 ребенок умеет организовывать игровое взаимодействие, осваивать игровые способы
действий, создавать проблемно-игровые ситуации, овладевать условностью игровых
действий, выполнять правила подвижных игр;
 ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, в том числе и
двигательной, способен выбрать себе партнеров, у ребенка развиты коммуникативные
навыки, эмоциональная отзывчивость на чувства окружающих людей, подражательность,
творческое воображение;
 ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и
сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты,
возникающие в ходе подвижных игр и других видов двигательной активности;
 ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством веры в себя;
 ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в двигательной
деятельности;
 ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям,
знаком с принятыми нормами и правилами поведения и готов соответствовать им;
 у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
7

Целевые ориентиры РП, как составной части АОП ДО, выступают основаниями
преемственности дошкольного и начального общего образования.
Целевые ориентиры, обозначенные в РП по реализации ОО «Физическое развитие», в
соответствии с ФГОС ДО и ФАОП ДО:
- не подлежат непосредственной оценке;
- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня
развития обучающихся с ОВЗ;
не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями обучающихся
с ОВЗ;
- не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки обучающихся;
- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Степень реального развития обозначенных целевых ориентиров и способности ребенка их
проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно
варьировать у разных обучающихся в силу различий в условиях жизни и индивидуальных
особенностей развития конкретного ребенка с ТНР.
РП построена с учётом сенситивных периодов развития обучающихся дошкольного
возраста с ОВЗ и учитывает неоднородные уровни двигательного развития детей с ТНР, уровень
развития личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуальнотипологические особенности развития каждого ребенка.
5. Диагностика физического развития детей с ТНР.
Для эффективной организации образовательного процесса по физическому развитию детей
с ТНР, а также коррекции имеющихся нарушений используется система мониторинга динамики
развития обучающихся, динамики их образовательных достижений, включающая в себя:
- педагогические наблюдения;
- педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с
целью их дальнейшей оптимизации;
Результаты фиксируются в протоколы физического развития (см. Приложение № 2).
Ее функция заключается в обеспечении эффективной обратной связи, позволяющей
осуществлять управление образовательным процессом, своевременно вносить изменения
впланирование, содержание и организацию образовательной деятельности по физическому
развитию и оздоровлению детей с особыми образовательными потребностями.
Периодичность проведения педагогической диагностики: 2 раза в год.
Стартовая – на этапе поступления ребёнка в дошкольную группу.
Финальная – на завершающем этапе освоения программы определённой возрастной группы
Результаты проведения диагностики физического развития ребёнка фиксируются в
индивидуальную карту, протоколы педагогических наблюдений.
С целью определения «зоны актуального развития» в двигательной сфере используется
методика Н.И. Озерецкого, позволяющая определить моторный возраст детей с ТНР, и выбрать
программу физического развития для каждой возрастной группы в соответствии с двигательными
возможностями дошкольников с особыми образовательными потребностями(см.Приложение № 2).
2. Содержательный раздел.
В содержательном разделе РП представлены:
 описание образовательной деятельности по реализации ОО «Физическое развитие» детей с
ТНР;
8

 описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации РП с учетом
психофизических, возрастных и индивидуально-психологических особенностей
обучающихся с ОВЗ, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов;
 описание коррекционно-развивающей работы по коррекции нарушений моторного
развития обучающихся с ТНР.
2.1. Основные задачи ОД по физическому развитию детей с ТНР.
Создание условий для:
- становления у обучающихся ценностей здорового образа жизни;
- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек);
- развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;
- приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;
- формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными
играми с правилами, элементами спортивных игр и упражнений.
2.2. Основные задачи по формированию ценностей ЗОЖ.
Направлены на:
- развитие у обучающихся с ТНР ответственного отношения к своему здоровью;
- формирование полезных навыков и привычек, нацеленных на поддержание собственного
здоровья, в том числе формированию гигиенических навыков;
- создание возможностей для активного участия обучающихся с ТНР в оздоровительных
мероприятиях.
2.3. Основные задачи по совершенствованию двигательной активности.
Способствуют:
- формированию начальных представлений о спорте;
- развитию у ребенка с ТНР представлений о своем теле,
- развитию у ребёнка произвольности действий и движений.
Для удовлетворения естественной потребности обучающихся в движении, в ДОУ
разработаны режимы двигательной активности (см. Приложение № 3), организована
пространственная среда с соответствующим оборудованием как внутри помещения, так и на
внешней территории:
- спортивный зал,
- спортивная площадка на территории ДОУ,
- разнообразное оборудование на прогулочных площадках (горки, качели, и т.д.), и в спортивном
зале (см. Приложение № 5)
- спортивные уголки (зоны двигательной активности) в групповых помещениях;
Содержание работы по физическому развитию дошкольников с ТНР реализуется
инструктором по физкультуре, педагогами ДОО в соответствии с ФАОП ДО, ФГОС ДО,
адаптированной образовательной программой ДОО, методикой физического развития детей от 3
до 7 лет (см. Приложение № 8).
Содержание ОО «Физическое развитие» предусматривает решение ряда специфических
задач:
2.4. Задачи физического развития детей с ТНР младшего и дошкольного возраста:
9

2.4.1. Задачи физического развития детей 3-4 лет:
- способствовать обогащению двигательного опыта ребенка с ТНР через выполнение
разнообразных движений: строевых упражнений, ОРУ, ОВД, подвижных игр и спортивных
упражнений, музыкально-ритмических движений.
- развивать психофизические качества, ориентировку в пространстве, равновесие, координацию
движений, мелкую моторику, чувство ритма;
- способствовать формированию естественных жестов, мимики, освоению игр и упражнений,
направленных на сенсомоторное развитие детей с ТНР;
- формировать интерес и положительное отношение к физическим упражнениям,
самостоятельность, умение согласовывать свои действия с речью, движениями других детей;
- сохранять и укреплять здоровье ребенка средствами физического воспитания, закреплять
культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, приобщать к ЗОЖ, формируя
полезные привычки;
2.4.2. Задачи физического развития детей 4-5 лет:
- продолжать обогащать двигательный опыт детей с ТНР, создавая условия для оптимальной
двигательной деятельности, обучая выполнению разнообразных физических упражнений,
музыкально-ритмическим движениям, подвижным играм с правилами;
- продолжать учить самостоятельно ориентироваться в пространстве, выполнять движения в
определённом ритме и темпе;
- продолжать развивать психофизические качества, координацию движений, равновесие, мелкую
моторику, чувство ритма;
- воспитывать волевые качества, поддерживать стремление соблюдать правила в ПИ, проявлять
творчество в самостоятельной двигательной деятельности;
- воспитывать интерес и положительное отношение к физическим упражнениям, ЗОЖ;
- содействовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, способствовать правильному
формированию опорно-двигательного аппарата, осанки, укреплению иммунитета средствами
физического воспитания;
- воспитывать на доступном уровне полезные привычки, осознанное отношение к здоровью.
- способствовать коррекции развития моторики через освоение оздоровительных технологий.
2.4.3. Задачи физического развития детей 5-6 лет:
- продолжать обогащать двигательный опыт, создавая условия для оптимальной двигательной
деятельности;
- продолжать обучать выполнению разных видов движений, способствовать освоению элементов
спортивных игр и упражнений;
- продолжать учить соблюдать правила в ПИ, взаимодействовать в команде, согласовывать
действия свои и других детей, ориентироваться в пространстве;
- продолжать развивать психофизические качества, координацию, равновесие, мелкую моторику,
чувство ритма, самоконтроль, самостоятельность, творческое воображение при выполнении
движений;
- воспитывать нравственно-волевые качества в разнообразной двигательной деятельности;
- формировать представления о разных видах спорта;
- сохранять и укреплять здоровье ребенка с ОВЗ, формировать правильную осанку, укреплять
опорно-двигательный аппарат, иммунитет средствами физического воспитания;
- расширять представления о здоровье и его ценности, факторах, влияющих на здоровье,
продолжать формировать привычку к ЗОЖ;
- способствовать коррекции развития моторики через освоение оздоровительных технологий.
10

2.4.4. Задачи физического развития детей 6-7 лет:
- продолжать обогащать двигательный опыт,совершенствовать двигательные умения и навыки в
разных формах двигательной деятельности;
- продолжать осваивать элементы спортивных игр и упражнений;
- развивать психофизические качества, самоконтроль, самостоятельность, творчество при
выполнении движений, ориентировку в пространстве;
- воспитывать стремление соблюдать правила в подвижной игре, учить самостоятельно их
организовывать и проводить, взаимодействовать в команде;
- формировать осознанную потребность в ежедневной двигательной активности, привычку к ЗОЖ;
- сохранять и укреплять здоровье ребенка с ОВЗ средствами физического воспитания, расширять и
уточнять представления о здоровье, факторах на него влияющих, средствах его укрепления;
- способствовать коррекции недостатков физического развития в разных видах двигательной
деятельности.
Для решения поставленных задач в каждой возрастной группе используются следующие
формы организации двигательной деятельности:
- утренняя гигиеническая гимнастика
- физкультурные занятия в спортивном зале и на свежем воздухе
- физкультминутки
- физкультпаузы оздоровительного направления (дыхательная, глазодвигательная,
артикуляционная, пальчиковая, и др. виды гимнастик)
- подвижные игры
- бодрящая гимнастика
- индивидуальная работа по развитию движений в зале и на прогулке
- активный отдых (досуги, развлечения, праздники, прогулки-походы, динамический час)
- самостоятельная двигательная деятельность
- логоритмика
- ЛФК
- массаж
и типы занятий:
- учебно-тренировочное
- сюжетное
- игровое
- тренировочное
- комплексное
- физкультурно-познавательное
- тематическое
- нетрадиционное
- контрольное.
2.5. Содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей с ТНР
младшего и дошкольного возраста.
Содержание РП по физическому развитию реализуется в следующих видах двигательной
деятельности: основная гимнастика (строевые упражнения, ОРУ), основные движения (ОВД),
музыкально-ритмические движения, подвижные игры, элементы спортивных игр и упражнений.
2.5.1. Содержание образовательной деятельности по физическому развитию от 3 до 4 лет:
11

Основная гимнастика (строевые упражнения, основные движения, ОРУ):
ОВД:
- ходьба, бег, прыжки, ползанье, лазанье, катание, бросание, ловля, метание, упражнения в
равновесии;
ОРУ:
- без предметов, с предметами (мячи, кубики 2 цветов, кегли, обручи, и другой инвентарь,
способствующий сенсорному развитию дошкольников с ТНР), с опорой и на опоре (стул,
скамейка), из разных исходных положений (стоя, сидя, лёжа);
Строевые упражнения:
- построение в шеренгу, колонну по одному, круг по ориентирам и с помощью педагога, обучение
нахождению своего места в строю, используя зрительные ориентиры, повороты переступанием по
показу, ориентиру.
Музыкально-ритмические упражнения:
- ритмичная ходьба и бег под музыку по прямой и по кругу, держась за руки, на полупальцах,
топающим шагом;
- имитационные движения, разнообразные образно-игровые упражнения, раскрывающие
понятный детям образ, настроение или состояние (веселый котенок, хитрая лиса, быстрая белка и
т. д.);
- поочередное выставление ноги вперед, пятку, притопывание одной ногой, приседания
«пружинки», прямой галоп, кружение.
Подвижные игры:
- сюжетные игры, имитационные упражнения;
- несюжетные игры;
- игры на развитие ориентировки в пространстве;
- игры на развитие психофизических качеств, равновесия, координации;
- малоподвижные игры.
Спортивные упражнения:
- катание на санках: по прямой дорожке игрушек, с невысокой горки;
- ходьба на лыжах: начальное обучение ходьбы по прямой, ровной лыжне ступающим и
скользящим шагом, повороты на лыжах переступанием;
- катание на самокате: по прямой, по кругу, с поворотами направо, налево, сохранение равновесия;
- плавание: погружение в воду (по возможности), ходьба в воде прямо и по кругу, игры с
плавающими игрушками в воде.
Активный отдых:
- физкультурные досуги 1-2 раз в месяц, в соответствии с КТП ДОО (см. Приложение № 4);
- дни здоровья, в соответствии с КТП, планом воспитательной работы ДОО (см. Приложение № 7).
2.5.2. Содержание образовательной деятельности по физическому развитию от 4 до 5 лет:
Основная гимнастика (строевые упражнения, основные движения, ОРУ):
ОВД:
- ходьба, бег, прыжки, ползанье, лазанье, катание, бросание, ловля, метание, упражнения в
равновесии.
ОРУ:
- под счёт, из разных исходных положений, в разном темпе, без предметов, с мелким
спортинвентарём.
Cтроевые упражнения:
12

- построение в колонну по одному, по два, врассыпную (с помощью педагога, используя
ориентиры), нахождение своего места в строю;
- размыкание и смыкание на вытянутые руки;
- перестроение из колонны в две на месте звеньями;
- перестроение в звенья на ходу по зрительным ориентирам;
- повороты переступанием в движении и на месте направо, налево и кругом на месте.
Ритмическая гимнастика:
- ходьба под ритм, музыку в разном темпе на полупальцах, топающим шагом, приставным шагом
прямо и боком, галопом в сторону, согласовывая с началом окончание музыки;
- ходьба по кругу за руки, с высоким подниманием колена на месте и в движении, прямо и вокруг
себя, подскоки по одному и в парах под ритм и музыку;
- выставление ноги на пятку, на носок, притопывание под ритм, повороты, движение по кругу
выполняя шаг с носка, ритмично хлопать в ладоши;
- комбинации из двух освоенных движений.
Подвижные игры:
- сюжетные игры, имитационные упражнения
- несюжетные игры
- игры на развитие ориентировки в пространстве
- игры на развитие психофизических качеств, равновесия, координации
- народные игры
- малоподвижные игры.
Спортивные упражнения:
Катание на санках:
- подъем с санками на гору, скатывание с горки, торможение при спуске, катание на санках друг
друга.
Катание на трехколесном велосипеде, самокате:
- по прямой, по кругу с поворотами, с разной скоростью.
Ходьба на лыжах:
- скользящим шагом, повороты на месте, подъем на гору «ступающим шагом» и «полуелочкой».
Активный отдых:
- физкультурные досуги и развлечения 1-2 раз в месяц, в соответствии с КТП ДОО (см.
приложение № 4) ;
- дни здоровья, в соответствии с КТП, планом воспитательной работы ДОО (см. Приложение № 7);
- участие в физкультурных праздниках 2 раза в год в качестве зрителей.
2.5.3. Содержание образовательной деятельности по физическому развитию от 5 до 6 лет:
Основная гимнастика (строевые упражнения, основные движения, ОРУ):
ОВД:
- ходьба, бег, прыжки, ползанье, лазанье, катание, бросание, ловля, метание, упражнения в
равновесии.
ОРУ:
- под счёт, из разных исходных положений, со сменой темпа, без предметов, с мелким
спортинвентарём.
Строевые упражнения:
- построение в колонну по одному, в шеренгу, круг и два круга (по ориентирам), по диагонали, в
два и три звена;
- перестроение из одной колоны в две парами и звеньями;
13

- повороты направо, налево, кругом;
- размыкание и смыкание.
Ритмическая гимнастика:
- ходьба и бег под музыку в соответствии с общим характером музыки, в разном темпе;
- ходьба на высоких полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, с
высоким подниманием колена (высокий шаг), с ускорением и замедлением темпа;
- легкий ритмичный бег на носках, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп,
кружение);
- подскоки на месте и с продвижением вперед, вокруг себя, в сочетании с хлопками и бегом,
кружения по одному и в парах.
Подвижные игры:
- сюжетные игры, имитационные упражнения;
- несюжетные игры;
- игры на развитие ориентировки в пространстве;
- игры на развитие психофизических качеств, равновесия, координации;
- народные игры;
- малоподвижные игры.
Спортивные упражнения:
Катание на санках:
- по прямой, с горки, подъем с санками в гору, с торможением при спуске с горки;
Ходьба на лыжах:
- по лыжне;
- скользящим шагом;
- повороты на месте (направо и налево) с переступанием;
- подъем на склон прямо «ступающим шагом», «полуелочкой» (прямо и наискосок).
Катание на трёхколёсном, двухколесном велосипеде, самокате:
- по прямой, по кругу, с разворотом с разной скоростью;
- с поворотами направо и налево, соблюдая правила, не наталкиваясь.
Спортивные игры:
Городки:
- бросание биты сбоку, выбивание городка с кона (5-6 м) и полукона (2-3 м).
Элементы баскетбола:
- перебрасывание мяча друг другу от груди;
- ведение мяча правой и левой рукой;
- забрасывание мяча в корзину двумя руками от груди;
- игра по упрощенным правилам.
Бадминтон:
- отбивание волана ракеткой в заданном направлении; игра с педагогом.
Элементы футбола:
- отбивание мяча правой и левой ногой в заданном направлении; обведение мяча между и вокруг
предметов; отбивание мяча о стенку; передача мяча ногой друг другу (3-5 м); игра по упрощенным
правилам.
Активный отдых:
- физкультурные досуги и развлечения 1-2 раз в месяц, в соответствии с КТП ДОО;
- физкультурные праздники 2 раза в год, в соответствии с КТП ДОО (см. Приложение № 4);
- дни здоровья, в соответствии с КТП, планом воспитательной работы ДОО (см. приложение № 7);
14

- прогулки-походы.
2.5.4. Содержание образовательной деятельности по физическому развитию от 6 до 7 лет:
Основная гимнастика (строевые упражнения, основные движения, ОРУ):
ОВД:
- ходьба, бег, прыжки, ползанье, лазанье, катание, бросание, ловля, метание, упражнения в
равновесии;
ОРУ:
- в парах, с предметами и без них, из разных исходных положений, в разном темпе, под счет,
музыку и др.;
Строевые упражнения:
- самостоятельные построения в колонну по одному, в круг, шеренгу;
- перестроение в колонну по двое, по трое, из одного круга в несколько (2-3);
- расчет на первый-второй и перестроение из одной шеренги в две;
- равнение в колонне, шеренге, кругу;
- размыкание и смыкание приставным шагом;
- повороты направо, налево, кругом.
Ритмическая гимнастика:
- отдельные комплексы из 6–8 упражнений под музыку;
- танцевальный шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом, с хлопками;
- поочередное выбрасывание ног вперед;
- ритмичная ходьба с носка, приставной шаг с приседанием и без, с продвижением вперед, назад, в
сторону;
- кружение, подскоки, приседание с выставлением ноги вперед, в сторону, на носок и на пятку, в
сочетании с хлопками, с притопом, движениями рук вверх, в сторону в такт и ритм музыки.
Подвижные игры:
- сюжетные игры, имитационные упражнения
- несюжетные игры
- игры на развитие ориентировки в пространстве
- игры на развитие психофизических качеств, равновесия, координации
- народные игры
- малоподвижные игры
Спортивные упражнения:
Катание на санках:
- игровые задания и соревнования в катании на санях на скорость.
Ходьба на лыжах:
- скользящим шагом по лыжне, заложив руки за спину 500–600 метров в медленном темпе в
зависимости от погодных условий;
- попеременным двухшажным ходом (с палками);
- повороты переступанием в движении;
- поднимание на горку «лесенкой», «елочкой».
Катание на коньках:
- удержание равновесия и принятие исходного положения на коньках (на снегу, на льду);
- приседания из исходного положения стоя;
- скольжение на двух ногах с разбега;
- повороты направо и налево во время скольжения, торможения;
- скольжение на правой и левой ноге, попеременно отталкиваясь.
15

Катание на трёхколёсном, двухколесном велосипеде, самокате:
- по прямой, по кругу, змейкой, объезжая препятствие, на скорость.
Спортивные игры
Городки:
- бросание биты сбоку, от плеча, занимая правильное исходное положение.
- построение 4-5 фигур, выбивание городков с полукона и кона при наименьшем количестве
бросков бит.
Элементы баскетбола:
- передача мяча друг другу (двумя руками от груди, одной рукой от плеча);
- перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди, стоя напротив друг друга и в движении;
- ловля летящего мяча на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола и т. п.)
и с разных сторон;
- забрасывание мяча в корзину двумя руками из-за головы, от плеча;
- ведение мяча одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных
направлениях, останавливаясь и снова передвигаясь по сигналу.
Элементы футбола:
- передача мяча друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте;
- ведение мяч «змейкой» между расставленными предметами, попадать в предметы, забивать мяч
в ворота;
- играть по упрощенным правилам.
Элементы хоккея (без коньков — на снегу, на траве):
- ведение шайбы клюшкой, не отрывая ее от шайбы;
- прокатывание шайбы клюшкой друг другу, задерживать шайбу клюшкой;
- ведение шайбы клюшкой вокруг предметов и между ними;
- забрасывание шайбы в ворота, держа клюшку двумя руками (справа и слева);
- попадание шайбой в ворота, ударять по ней с места и после ведения.
Бадминтон:
- перебрасывание волана ракеткой на сторону партнера без сетки, через сетку, правильно
удерживая ракетку.
Элементы настольного тенниса:
- подготовительные упражнения с ракеткой и мячом (подбрасывать и ловить мяч одной рукой,
ракеткой с ударом о пол, о стену);
- подача мяча через сетку после его отскока от стола.
Активный отдых:
- физкультурные досуги и развлечения 1-2 раз в месяц, в соответствии с КТП ДОО (приложение №
4);
- физкультурные праздники 2 раза в год, в соответствии с КТП ДОО;
- дни здоровья, в соответствии с КТП, планом воспитательной работы ДОО (приложение № 7);
- прогулки-походы и экскурсии.
Содержание образовательной деятельности в рамках ОО «Физическое развитие»
реализуется в соответствии с ФАОП ДО, АОП ДО, перспективным планированием (см.
Приложение № 1),с опорой на УМК к комплексной образовательной программе дошкольного
образования для детей с ТНР (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 Н.В. Нищевой:
1. Кириллова Ю. А. Физическое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи в ДОО.
Парциальная программа. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
16

2. Кириллова Ю. А. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 47 лет. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
3. Кириллова Ю. А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей
логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
4. Кириллова Ю. А. Сценарии физкультурных досугов и спортивных праздников для детей от 3 до
7 лет. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
5. Кириллова Ю. А. Растем, развиваемся, физкультурой занимаемся. – СПб, ДЕТСТВОПРЕСС,
2013.
6. Кириллова Ю. А. О здоровье всерьез. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у
дошкольников. – СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
И другая литература по физическому развитию дошкольников, общей и коррекционной
педагогике, педагогической и специальной психологии.
Для обучения спортивным играм и упражнениям, музыкально-ритмическим движениям,
используются следующие методические пособия:
1. Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет.
2. Волошина Л.Н., Курилова Т.В. Игры с элементами спорта для детей. – М.: Издательство
«ГНОМ и Д», 2004.
3. Галицкий А., Марков О. Азбука бадминтона. – М., ФиС., 1987.
4. Глосович Б., Постников А. Бадминтон для детей. М: Просвещение, 1962.
5. Гришин В. Г. «Игры с мячом и ракеткой». М.: Педагогика, 1975.
6. Павлова Т.Н. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. – М.: 2012.
7. Борисова М.М., Зорина Т.А., Сафронова Н.М. Обучение дошкольников игре «Городки». М.:
Линка-Пресс, 2017.
8. Адашкявичене Э.И., «Спортивные игры и упражнения в детском саду», Москва «Просвещение»
1992 г.
9. Козак О.Н., «Зимние игры для больших и маленьких», Санкт-Петербург «Союз» 1999 г.
10. Сборник подвижных игр / Автор-сост. Э. Я. Степаненкова.
Содержание образовательной деятельности в рамках ОО «Физическое развитие»
реализуется в соответствии с ФАОП ДО, АОП ДО, перспективным планированием (см.
Приложение № 1), с опорой на рекомендованную методическую литературу кпримерной
адаптированной основной образовательной программе для дошкольников с ТНР под ред.
профессора Л.В. Лопатиной:
1. Овчинникова Т.С. Музыка для здоровья. Логоритмическая гимнастика. — СПб.: Союз
художников, 2003.
2. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и
музыкой в логопедическом детском саду. —СПб.: КАРО, 2006.
3. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников.— СПб.: Речь,
2002.
4. Овчинникова Т.С., Черная О.В., БаряеваЛ.Б. Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в
мячах. Обучение, коррекция, профилактика / Под ред. Т.С. Овчинниковой.— СПб.: КАРО, 2010.
5. Овчинникова Т.С.Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. —
СПб.: КАРО, 2006.
6. Овчинникова Т.С. Музыка для здоровья. Логоритмическая гимнастика. — СПб.: Союз
художников, 2003.
7. Овчинникова Т.С. Васильева И.Ю.Волшебная книга игр. — СПб.: Речь, 2010.
17

8. Рунова М. Н. Двигательная активность ребенка в детском саду. — М.: Мозаика- 385 Синтез,
2003.
9. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика. — М.: Астрель-АСТ, 2001
10. СветловаИ. Е. Развиваем мелкую моторику. — М.: Эксто-Пресс, 2001.
11. Шангина И. И. Русские дети и их игры. — СПб.: Искусство, 2000. Шебеко В. Н., Ермак Н. Н.,
12. Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников. — М.: ACADEMA, 2000.
И другая литература по физическому развитию дошкольников, общей и коррекционной
педагогике, педагогической и специальной психологии.
Для обучения спортивным играм и упражнениям, музыкально-ритмическим движениям,
используются следующие методические пособия:
1. Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет.
2. Волошина Л.Н., Курилова Т.В. Игры с элементами спорта для детей. – М.: Издательство “ГНОМ
и Д”, 2004.
3. Галицкий А., Марков О. Азбука бадминтона. – М., ФиС., 1987.
4. Глосович Б., Постников А. Бадминтон для детей. М: Просвещение, 1962.
5. Гришин В. Г. «Игры с мячом и ракеткой». М.: Педагогика, 1975.
6. Павлова Т.Н. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. – М.: 2012.
7. Борисова М.М., Зорина Т.А., Сафронова Н.М. Обучение дошкольников игре «Городки». М.:
Линка-Пресс, 2017.
8. Адашкявичене Э.И., «Спортивные игры и упражнения в детском саду», Москва «Просвещение»
1992 г.
9. Козак О.Н., «Зимние игры для больших и маленьких», Санкт-Петербург «Союз» 1999 г.
10. Сборник подвижных игр / Автор-сост. Э. Я. Степаненкова.
2.6. Вариативная часть программы.
Вариативная часть РП направлена на обогащение двигательного опыта дошкольников,
связанного с использованием нестандартного оборудования, современных технологий
физического развития и оздоровления дошкольников и реализуется средствами физического
развития коррекционного направления:
- логоритмические игры и упражнения;
- кинезиологические упражнения;
- пальчиковые игры и игры-хлопалки;
- ЛФК;
- массаж.
2.7. Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся с ТНР.
Процесс становления полноценной личности ребенка происходит под влиянием различных
факторов, первым и важнейшим из которых является семья. Именно родители (законные
представители), семья в целом, вырабатывают у обучающихся комплекс базовых социальных
ценностей, ориентации, потребностей, интересов и привычек.
Взаимодействие инструктора по физкультуреДОО с родителям (законным представителям)
направлено на повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) в
области физического воспитания.
Задача - активизировать роль родителей (законных представителей) в воспитании и
обучении ребенка, выработать единое и адекватное понимание его проблем, наметить направления
18

совместной работы, обеспечивающие коррекцию и правильное развитие общей и мелкой
моторики.
Основной целью работы с родителями (законными представителями) в области
физического воспитания является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей
(законных представителей) в воспитательно-образовательный процесс по физическому развитию и
оздоровлению дошкольников с ОВЗ для формирования у них компетентной педагогической
позиции по отношению к собственному ребенку.
Реализацию целей и задач по данному направлению работы обеспечивают мероприятия,
запланированные в КТП АОП ДО, программе воспитания ДОО(см. Приложение №6).
2.8. Программа коррекционно-развивающей работы в области физического развития детей с
ТНР.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных
недостатками в их психофизическом и моторном развитии;
- осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи обучающимся с ТНР в
области физического воспитания с учетом их индивидуальных возможностей и в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
- возможность освоения детьми с ТНР адаптированной образовательной программы дошкольного
образования.
Задачи программы:
- определение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных
уровнем их психофизического и моторного развития;
- коррекция имеющихся нарушений на основе координации педагогических, психологических и
медицинских средств воздействия;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ТНР консультативной и
методической помощи по особенностям физического развития обучающихся с ТНР и
направлениям коррекционного и оздоровительного характера.
Программа коррекционной работы в области физического развития предусматривает:
- вариативные формы специального сопровождения, разработанные на основе данных
педагогической диагностики физического развития обучающихся с ТНР;
- взаимодействие специалистов ДОО, интегрирующее сенсорно-перцептивное и моторнодвигательное развитие обучающихся с нарушением речи.
Общий объем АОП для обучающихся с ТНР, реализующейся в ДОО в группах
компенсирующей и комбинированной направленности, планируется в соответствии с возрастом
обучающихся, уровнем их речевого развития, спецификой дошкольного образования для данной
категории обучающихся.
Реализация РП по физическому развитию детей с ТНР регламентирована в разных видах
образовательной деятельности(см. Приложение № 10).
2.9. Организация предметно-пространственной развивающей среды.
Специальными условиями получения образования детьми с ТНР можно считать создание
предметно-пространственной развивающей образовательной среды, учитывающей особенности
обучающихся с ТНР.
В области физического воспитания такими условиями являются:
- наличие мелкого спортинвентаря разного размера, веса, текстуры, формы, цвета;
19

- наличие стандартного и нестандартного спортивного оборудования, способствующего развитию
равновесия, координации движений, меткости, гибкости, ориентировки в пространстве, мелкой
моторики;
- создание картотек пальчиковой, глазодвигательной, дыхательной гимнастик, ритмических игр и
упражнений с музыкальным сопровождением, подвижных игр и игровых упражнений на
закрепление речевого материала, кинезиологических упражнений, коммуникативных игр и
упражнений, психогимнастики и релаксационных упражнений, игр и упражнений на развитие
внимания, памяти, восприятия, мышления, моторно-двигательных и оптико-пространственных
функций;
- включение в образовательную деятельность логоритмических занятий, ЛФК, массажа.
Такой системный подход к пониманию специальных условий образования, обеспечивает
эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения
речи, позволяет оптимально решить задачи их обучения и воспитания на этапе дошкольного
образования.
2.10. Программа воспитания.
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся с ОВЗ в ДОО
предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального
общего образования (далее - НОО).
Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала,
который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о
человеке.
В основе процесса воспитания обучающихся в ДООлежат конституционные и
национальные ценности российского общества.
Целевые ориентиры программы воспитания рассматриваются как возрастные
характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника
ДОО и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты определяют
направления рабочей программы воспитания.
С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в
рабочей программе воспитания отражено взаимодействие участников образовательных отношений
со всеми субъектами образовательных отношений, способствующее воспитанию гражданина и
патриота, раскрытию способностей и талантов обучающихся, подготовке их к жизни в
высокотехнологичном, конкурентном обществе.
Данные ценности нашли свое отражение в основных направлениях воспитательной работы
ДОО:
- ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания;
- ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления
воспитания;
- ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания;
- ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания;
- ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания;
- ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.
Программа воспитания является неотъемлемым компонентом АОП ДО, и реализуется
всеми участниками воспитательно-образовательного процесса – педагогами, родителями
(законными представителями), детьми.
2.10.1. Физическое и оздоровительное направление воспитания.
20

Цель: сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит
в основе всего. Физическое развитие и освоение ребенком с ОВЗ своего тела, происходит в виде
любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев,
творческой деятельности, спорта, прогулок (ценность –«здоровье»).
Задачи по формированию здорового образа жизни:
- обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания обучающихся с
ТНР (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье
сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического
развития ребенка;
- создание системы эффективного закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию
условий внешней среды;
- укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие двигательных способностей, обучение
двигательным навыкам и умениям;
- формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и
безопасного образа жизни;
- организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;
- воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.
Направления деятельности инструктора по физкультуре, педагогов ДОО:
- организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых
игр на территории детского сада;
- проектная деятельность детей и взрослых по формированию навыков ЗОЖ;
- введение оздоровительных традиций в ДОО (проведение Дней здоровья, спортивных праздников
«Папа, мама, я – спортивная семья», «Зарядки с Чемпионом», досугового мероприятия «Активный
выходной»)(см. Приложение №9).
3.1. Организационный раздел.
Организационное обеспечение образования обучающихся с ТНР базируется на нормативноправовой основе, которая определяет специальные условия дошкольного образования
обучающихся этой категории. Создание этих условий обеспечивает реализацию не только
образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям
образования, но и реализацию прав всех остальных обучающихся, включенных в образовательное
пространство.
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда (далее - ППРОС) в ДОО
обеспечивает реализацию РП по физическому развитию детей с ТНР, разработанную в
соответствии с нормативными документами (см. Введение РП).
3.1.1. ППРОС ДОО обеспечивает и гарантирует:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия
обучающихся с ТНР, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и
потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в
собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии обучающихся друг с
другом и в коллективной работе;
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОО, спортивного зала,
площадки, группы и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной
программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития обучающихся
дошкольного возраста с ТНР в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны
21

и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их
развития;
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность
свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и
общения как с детьми разного возраста, так и с педагогическим работниками, а также свободу в
выражении своих чувств и мыслей;
- создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного
самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также
содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и
мотивов;
- открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей)
непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле
образования и воспитания обучающихся, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки
образовательных инициатив внутри семьи;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия педагогических работников
с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности
каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие
возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и
искусственного замедления развития обучающихся).
3.1.2. ППРОС в ДО создается педагогическими работниками для развития индивидуальности
каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая
формирование его индивидуальной траектории развития. Она построена на основе принципа
соответствия анатомо-физиологическим особенностям обучающихся с ТНР.
3.1.3. ППРОС в ДОО соответствует следующим требованиям:
- она содержательно-насыщена и динамична - включает средства обучения (в том числе
технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое,
спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую,
познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с
материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие общей и тонкой
моторики обучающихся с ТНР, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное
благополучие обучающихся во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
игрушки обладают динамичными свойствами - подвижность частей, возможность собрать,
разобрать, возможность комбинирования деталей; возможность самовыражения обучающихся;
трансформируема - обеспечивает возможность изменений ППРОС в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей
обучающихся с ТНР;
- полифункциональна - обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих
ППРОС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных
материалов) в разных видах детской активности;
- доступна - обеспечивает свободный доступ обучающихся с ТНР к играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности, в том числе и двигательную.
Все игровые материалы подбираются с учетом уровня развития познавательных психических
процессов, стимулируют познавательную и речевую деятельность обучающихся с ТНР, создают
необходимые условия для их самостоятельной, в том числе, речевой активности;

22

- безопасной - все элементы ППРОС соответствуют требованиям и обеспечивают надёжность и
безопасность их использования. При проектировании ППРОС учитывается целостность
образовательного процесса в ДОО, в соответствии с ФГОС ДО.
- эстетичной - все элементы ППРОС должны быть привлекательны, способствовать
формированию основ эстетического вкуса ребенка, приобщать его к миру искусства;
3.1.4. ППРОС в ДОО обеспечивает условия для эмоционального благополучия обучающихся
различных нозологических групп, а также для комфортной работы педагогических работников.
3.2. Материально-техническое обеспечение РП по реализации ОО «Физическое развитие».
Для реализации образовательной программы в ДОО в соответствии с ФОП созданы
материально-технические условия, обеспечивающие:
- возможность достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной
образовательной программы по физическому развитию;
- выполнение ДОО требовании санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для
обеспечения безопасного нахождения воспитанников на территории ДОО, в групповых и других
помещениях, необходимых для образовательной деятельности, проведения режимных моментов,
сна и отдыха;
- выполнение ДОО требовании пожарнои безопасности и электробезопасности;
- выполнение ДОО требовании по охране здоровья обучающихся и охране труда работников ДОО;
- возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ТНР, в том числе детеи-инвалидов
к объектам инфраструктуры ДОО.
При проведении закупок спортивного оборудования, инвентаря ДОО руководствуется
нормами и законодательством РФ.

Используемые материалы:
1. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования, Приказ
Министерства просвещения от 24.11.2022 г. №1022.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС
ДО) Приказ Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г. № 1155
3. СанПиН – Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2.
4. Основная адаптированная образовательная программа ДОО.
Приложения к РП по реализации ОО «Физическое развитие»:
1. Перспективное планирование освоения основных движений (все возрастные группы), планграфик.
2. Диагностика физического развития детей с ТНР.
3. Двигательный режим детей дошкольного возраста с ТНР.
4. План проведения досуговых мероприятий и праздников.
5. Перечень спортивного оборудования и инвентаря.
6. План работы ДОО на 2023-2024 уч/год.
7. План воспитательной работы ДОО на 2023-224 уч/год.
23

8. Расписание ОД по физическому развитию.
9. План работы с семьями воспитанников.
10. Картотеки подвижных игр, музыкально-ритмических упражнений, пальчиковой,
глазодвигательной, дыхательной и др. видов гимнастик, кинезиологических упражнений.

24


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».